Декада функциональной грамотности
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Именно по этой причине в рамках реализации практики «Функциональная грамотность – индикатор успешности обучающегося» в нашей школе была организована декада по функциональной грамотности.
20 мая состоялось мероприятие, посвященное читательской грамотности, «Самая читающая семья», которое и стало открытием декады. Это мероприятие значимо для нас благодаря присутствию и активному участию в нем родителей вместе со своими детьми. Приняли участие четыре семьи: отвечали на вопросы, вспоминали пословицы, решали кроссворды по сказкам А.С. Пушкина. По итогу мероприятия каждая семья была награждена орфографическими словарями и благодарственными письмами.
Продолжилась декада 22 мая единым днем проектировщика, тема которого «Здоровое питание, здоровый образ жизни. Медицина».
В рамках декады успешно были реализованы:
математическая и финансовая грамотность (социальное бюро);
естественнонаучная грамотность (исследовательское бюро);
читательская грамотность и креативное мышление (творческое бюро).
На социальном бюро мы провели опрос среди трёх возрастных групп: 7–11, 12–17 и 18+ лет. Результаты показали, что подростки 12–17 лет тратят больше всего денег на вредную еду. На творческом бюро мы сделали акцент на фруктах. Из воздушного пластилина создали фруктовую тарелку и рассказали о пользе каждого фрукта. А на исследовательском бюро провели эксперимент, сравнив характеристики домашних и магазинных чипсов. Оказывается, при горении магазинные чипсы пахнут пластиком, а домашние — жареной картошкой. Также участниками бюро проверили влияние кока-колы на молоко — оно свернулось. Хотите сохранить естественную белизну зубов – не пейте Колу.
Кроме того, мы встретились с работниками медицины Светланой Анатольевной Саутовой и выпускником нашей школы Андреем Ильенкo, которые поделились своим опытом и ответили на все наши вопросы в области медицины и здорового образа жизни.
Ребята из начальной школы тоже приняли активное участие в проектной деятельности. Они представили два проекта: «Овощи на огороде» (полезны для растущего организма) и «Фруктовый стол» (о пользе некоторых фруктов).
23 мая мы вышли из стен школы, чтобы увидеть прекрасный естественный мир. Один из способов использования школьного двора – это проведение полезных «полевых» работ. Ученики подготовили клумбы для высадки цветов. Такие работы помогают не только поддерживать чистоту и красоту школьной территории, но и учат детей ответственности за окружающую среду.
Кроме того, школьный двор стал для нас местом для проведения научных экспериментов и наблюдений.
Например, изучение жизни насекомых, птиц или растений (корневая система, строение листа и т.д). На практике выяснили, какой лопатой легче вскапывать клумбы, и вспомнили уроки физики.
Важно отметить, что работа на школьном дворе не только помогает ученикам применять знания на практике, но и способствует формированию командного духа, учит работать в коллективе и решать задачи вместе.
Продолжилась декада 24 мая на берегу протоки Ангара.
Река - это не просто природный объект, но и кладезь знаний и информации. В школе мы изучаем географию и биологию, где узнаем о реках много нового. Но почему бы не использовать эти знания в повседневной жизни?
Во-первых, река может стать источником знаний о природе. Например, наблюдая за изменением уровня воды в реке, можно узнать о погоде на ближайшее время. Если вода поднимается, то скоро будет дождь или снег. А если уровень воды падает, то погода будет сухой и теплой.
Во-вторых, река может помочь нам лучше понять геологию и историю нашей планеты. На берегах реки можно найти различные окаменелости и минералы, которые расскажут о том, какие животные и растения жили здесь миллионы лет назад.
В-третьих, река может стать источником знаний о культуре и истории нашего народа. Многие народы связывают свою культуру с реками, на которых они живут. Например, русские считают Волгу своей главной рекой и часто называют ее "матушкой".
Таким образом, река - это не просто природный объект, но и источник знаний о природе, геологии, истории и культуре. Используйте свои знания, полученные в школе, чтобы лучше понимать мир вокруг себя!
Закончилась декада функциональной грамотности торжественной линейкой. Самые активные дети были награждены подарочными сертификатами на приобретение канцелярских товаров.
Все участники декады отметили, что нетрадиционная форма проведения функциональной грамотности была очень интересна. Для ребят 7-8 классов – это было хорошим повторением пройденного материала, а для обучающихся 5-6 классов выступила в роли экспериментов, которые хорошо запомнятся и пригодятся по учебным предметам.
Организаторы пожелали обучающимся активно и познавательно провести летние каникулы, чтобы весь мир стал для них местом открытий новых знаний.